Законопроект «О платформенной экономике», направленный на улучшение прозрачности взаимодействия между потребителями, производителями и продавцами товаров, а также поставщиками услуг,
проходит финальную стадию согласования. В настоящее время Министерство экономического развития вносит последние правки с учетом комментариев, полученных во время обсуждений на уровне Правительства.
Если закон будет принят, он начнет действовать в марте 2026 года, сообщили в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко, который курирует разработку данного законопроекта.
Законопроект «О платформенной экономике» устанавливает единые требования для всех цифровых платформ. Основное внимание уделяется регулированию маркетплейсов: определены их обязанности, от которых зависит полнота и точность информации для потребителей. Самые главные из них:
- При заключении договора необходимо проверять продавцов через государственные информационные системы — ЕСИА или ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Если продавец отсутствует в этих системах, он не может быть допущен к платформе;
- В карточках товаров и услуг должно быть указано наличие свидетельства о госрегистрации, сертификатов и деклараций о соответствии. Оператор платформы обязан обеспечить техническую возможность для размещения этих данных, а продавец или исполнитель услуги — предоставить их;
- Маркетплейс должен указывать в карточке товара, требуется ли его маркировка в соответствии с законодательством. Если маркировка необходима, а информация о продавце отсутствует в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров, такая карточка не должна быть доступна для покупателей. На данный момент уникальные цифровые коды присваиваются 27 группам товаров, включая изделия легкой промышленности, бытовую химию и косметику, и список постепенно расширяется;
- Маркетплейс обязан формировать честные результаты поиска, чтобы они соответствовали критериям пользовательской сортировки.
Также предусмотрены другие новшества.
Впервые в правовом поле будет дано определение «посредническим цифровым платформам». Установлены основные правила взаимодействия между маркетплейсами и партнерами — продавцами, самозанятыми, предоставляющими услуги, и владельцами пунктов выдачи заказов.
После принятия закона правительство уточнит его нормы с помощью подзаконных актов.
Будут определены критерии для составления перечня платформ, подпадающих под регулирование, а также создан специальный реестр цифровых посреднических платформ.Источник: Парламентская газета