Cookies
Мы используем файлы cookie для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями. Продолжая просмотр страниц сайта, вы принимаете условия его использования. Подробнее в нашей Политике конфиденциальности и в Согласии на обработку персональных данных в отношении файлов Cookie.
Cookies
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.

Как оформить сертификат/декларацию

ТР ТС 003/2011 правильно?

1. Что такое ТР ТС 003/2011. Кому и для чего он необходим?

ТР ТС 003 2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» устанавливает требования к безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования. Он определяет требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации инфраструктуры железнодорожного транспорта в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Согласно техническому регламенту ТР ТС 003 2011 производитель или поставщик продукции в обязательном порядке оформляет сертификат или декларацию соответствия. Но что же представляет собой сертификат и декларация?

Сертификат или декларация соответствия ТР ТС (ЕАЭС) – это официальные документы, которые дают право на ввоз и реализацию продукции на территории Российской Федерации и других стран ЕАЭС. Процедура сертификации проводится в соответствии с техническими регламентами, которые определяют стандарты качества продукции, порядок проведения сертификации и требования к документальному подтверждению соответствия. Соответственно в данном случае оформляется сертификат ТР ТС 003 2011 или декларация ТР ТС 003 2011.

Но зачем придумали ТР ТС 003? В первую очередь он создан для унификации и согласования правил и норм в области безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта в странах-членах Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия). Это позволяет облегчить торговлю между этими странами и защитить потребителей от некачественной или опасной продукции.

2. Какая продукция попадает по действие регламента?

Перечень продукции ТР ТС 003 включает в себя следующее:

1. Подсистемы и составные части подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта:

  • Верхнее строение пути;
  • Водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения;
  • Грузовые дворы, контейнерные площадки;
  • Железнодорожный путь;
  • Железнодорожный переезд;
  • Железнодорожные станции;
  • Земляное полотно;
  • Контактная сеть;
  • Мосты железнодорожные;
  • Пассажирские и грузовые платформы;
  • Пешеходные переходы через железнодорожные пути;
  • Пешеходные мосты над железнодорожными путями;
  • Пешеходные тоннели под железнодорожными путями;
  • Промывочно-пропарочные станции;
  • Пункты промывки и дезинфекции вагонов;
  • Пункты осмотра;
  • Пункты подготовки вагонов под погрузку;
  • Пункты и посты обеспечения безопасности движения поездов;
  • Пункты текущего отцепочного ремонта;
  • Пункты технического обслуживания;
  • Системы, устройства и оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики;
  • Системы, устройства и оборудование железнодорожной электросвязи;
  • Системы, устройства и оборудование железнодорожных устройств электроснабжения на перегонах и станциях;
  • Сортировочные горки;
  • Тоннели железнодорожные;
  • Трансформаторные подстанции;
  • Трубы водопропускные;
  • Тяговая подстанция (пост секционирования);
  • Участок железнодорожного пути;
  • Экипировочные сооружения и устройства.

2. Элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта:

  • Автоматизированные системы оперативного управления технологическими процессами, связанными с обеспечением безопасности движения и информационной безопасностью;
  • Аппаратура телемеханики железнодорожных устройств электроснабжения;
  • Армированные бетонные стойки для опор контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Болты для рельсовых стыков;
  • Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути;
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути;
  • Брусья деревянные для стрелочных переводов широкой колеи, пропитанные защитными средствами;
  • Брусья железобетонные для стрелочных переводов для железных дорог колеи 1520 мм;
  • Брусья мостовые деревянные для железных дорог широкой колеи, пропитанные защитными средствами
  • Вентильные разрядники и ограничители перенапряжений для железнодорожных устройств электроснабжения;
  • Гайки для болтов рельсовых стыков;
  • Гайки для закладных болтов рельсовых скреплений железнодорожного пути;
  • Гайки для клеммных болтов рельсовых скреплений железнодорожного пути;
  • Гарнитуры, внешние замыкатели железнодорожных стрелочных переводов;
  • Генераторы, приемники, фильтры, усилители для тональных рельсовых цепей;
  • Датчики системы счета осей и датчики контроля участков пути;
  • Дешифраторы и блоки дешифраторов числовой кодовой автоблокировки;
  • Диодные заземлители устройств контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Изоляторы для контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Клеммы раздельного и нераздельного рельсового скрепления;
  • Клеммы пружинные прутковые для крепления рельсов;
  • Комплекты светофильтров-линз и линз, комплекты линзовые с ламподержателем для линзовых светофоров железнодорожного транспорта;
  • Костыли путевые;
  • Крестовины стрелочных переводов;
  • Металлические стойки для опор контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Накладки для изолирующих стыков железнодорожных рельсов;
  • Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи;
  • Остряки стрелочных переводов различных типов и марок;
  • Подкладки костыльного скрепления железнодорожного пути;
  • Подкладки раздельного скрепления железнодорожного пути;
  • Полушпалы железобетонные;
  • Провода контактные из меди и ее сплавов для железнодорожной контактной сети;
  • Программные средства железнодорожного транспорта для автоматизированных систем оперативного управления технологическими процессами, связанными с обеспечением безопасности движения и информационной безопасностью;
  • Прокладки рельсового скрепления;
  • Противоугоны пружинные к железнодорожным рельсам;
  • Разъединители для тяговых подстанций систем электроснабжения электрифицированных железных дорог;
  • Разъединители железнодорожной контактной сети;
  • Реакторы для тяговых подстанций систем электроснабжения электрифицированных железных дорог;
  • Реле электромагнитные безопасные, в том числе электронные, для систем железнодорожной автоматики и телемеханики, релейные блоки;
  • Рельсовые скрепления;
  • Рельсы железнодорожные контррельсовые;
  • Рельсы железнодорожные остряковые;
  • Рельсы железнодорожные широкой колеи;
  • Ригели жестких поперечин устройств подвески контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Светодиодные светооптические системы для железнодорожной светофорной и переездной сигнализации;
  • Светофильтры, линзы, светофильтры-линзы, рассеиватели и отклоняющие вставки для сигнальных приборов железнодорожного транспорта;
  • Средства автоматического контроля подвижного состава на ходу поезда;
  • Статические преобразователи для устройств электроснабжения электрифицированных железных дорог;
  • Стрелочные переводы, ремкомплекты (полустрелки), глухие пересечения железнодорожных путей;
  • Стрелочные электромеханические приводы;
  • Стыки изолирующие железнодорожных рельсов;
  • Упругие пружинные элементы путевые (двухвитковые шайбы, тарельчатые пружины, клеммы);
  • Устройства защиты тяговых подстанций, станций стыкования электрифицированных железных дорог;
  • Фундаменты опор контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи, пропитанные защитными средствами;
  • Шпалы железобетонные для железных дорог колеи 1520 мм;
  • Шурупы путевые;
  • Щебень для балластного слоя железных дорог из природного камня;
  • Элементы скреплений железнодорожных стрелочных переводов.

3. Продукция, на которую не распространяются требования ТР ТС 003 2011

Регламент ТР ТС 003 2011 не распространяется на:

  • инфраструктуру железнодорожного транспорта, предназначенную для движения железнодорожного подвижного состава с конструкционной скоростью более 200 км/ч (инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта);
  • инфраструктуру технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенную для перемещения людей и материальных ценностей по территории организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд таких организаций.

4. Схемы сертификации по ТР ТС 003 2011

Регламент предусматривает следующие схемы сертификации:

  • Схема 1С применяется для серийной продукции. Включает испытания продукции и анализ производства с проведением инспекционного контроля на обоих этапах;
  • Схема 3С применяется для партии продукции. Требует только испытания продукции в аккредитованной испытательной лаборатории без проведения производственного аудита и инспекционного контроля;
  • Схема 4С для производителей и поставщиков единичной продукции. Требуются обязательные испытания продукции в аккредитованной лаборатории без инспекций на месте производства или периодических испытаний;
  • Схема 10С: Анализ проекта продукции и испытание образцов. Включает исследование проекта, сертификацию системы качества и испытания образцов стандартной продукции в аккредитованной лаборатории. После этого аккредитованный сертификационный орган выдает сертификат и проводит инспекционный контроль сертифицированной продукции, включая испытания образцов в аккредитованной испытательной лаборатории и мониторинг системы качества;
  • Схема 11С: Исследование типа продукции. Включает испытания типа в аккредитованной испытательной лаборатории. После завершения испытаний аккредитованный сертификационный орган выдает сертификат соответствия заявителю и осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, проводя испытания образцов в аккредитованной лаборатории.

5. Схемы декларирования по ТР ТС 003

ТР ТС 003 предусматривает следующие схемы декларирования:

  • Схема 3д: применяется для железнодорожной продукции, выпускаемой серийно. Проводятся испытания образцов в аккредитованной испытательной лаборатории, с производственным контролем, который проводит заявитель;
  • Схема 4д: применяется для партий или единичных образцов железнодорожной продукции. Проводятся испытания образцов в аккредитованной испытательной лаборатории.
  • Схема 6д: предназначена для серийно выпускаемой продукции (при наличии у заявителя сертификата менеджмента качества). Испытания проводятся в аккредитованной лаборатории с производственным контролем.
Свежие новости в сфере сертификации:

    6. Порядок оформления СЕРТИФИКАТА и декларации ТР тс 003 2011

    Порядок получения сертификата или декларации ТР ТС 003 2011 включает в себя следующие этапы:

    • Обращение заявителя в центр сертификации с заявлением на сертификацию;
    • Экспертиза предоставленных документов специалистами центра;
    • Принятие решения по заявке и заключение договора между органом и заявителем;
    • Отбор и идентификация образцов продукции для испытательной лаборатории (если необходимо);
    • Анализ результатов и принятие решения о выдаче или отказе в выдаче протокола испытаний для регистрации сертификата или декларации;
    • Оформление сертификата или декларации о соответствии при положительном решении.
    • Регулярный государственный контроль (надзор).

    ВАЖНО: Декларация или сертификат соответствия должны предоставляться органам государственного контроля (надзора) по их требованию. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении данной продукции и связанных с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства - члена Евразийского экономического союза).

    7. Сроки оформления сертификата и декларации 003

    В связи с разнообразным характером продукции, подлежащей сертификации по регламенту ТР ТС 003 2011, а также наличием множества нюансов, требующих изучения, сроки оформления сертификата 003 2011 составляют от 14 дней. Декларация соответствия ТР ТС 003 2011 может быть оформлена быстрее: от 5 дней.

    В случае необходимости проведения испытаний продукции на соответствие ТР ТС 003 2011 или при возникновении дефицита информации и документов, установленные сроки могут быть увеличены. Во избежание задержек настоятельно рекомендуется планировать оформление указанных документов заблаговременно.
    Мы аккредитованный орган по сертификации в составе с собственной испытательной лабораторией (аттестат аккредитации
    РОСС RU.З2176.04ЗЦС0.ИЛ02)

    Наши специалисты отправят вам все подтверждающие документы
    Декларация ТР ТС 005/2011, аккредитация

    8. Стоимость оформления по ТР ТС 003/2011

    Стоимость оформления сертификата или декларации соответствия на продукцию, соответствующую регламенту, определяется в индивидуальном порядке и зависит от вида железнодорожной инфраструктуры, а также от количества необходимых испытаний и исследований в аккредитованных испытательных лабораториях.

    С учетом этих факторов стоимость оформления декларации начинается от 10.000 рублей, а стоимость оформления сертификата от 35.000 рублей. Окончательная стоимость определяется после анализа представленной заявителем документации, после чего заключается договор с фиксированной стоимостью.

    Внимание! С 2025 года за сертификат и декларацию взимается государственная пошлина. Подробнее в нашей статье: Как оплатить госпошлину за сертификат/декларацию соответствия?

    9. Перечень документов, необходимых для оформления

    Для оформления по техническому регламенту 003 заявителю необходимо предоставить следующий комплект документов:

    10. Основные требования безопасности по ТР ТС 003

    Регламент ТР ТС 003 регламентирует следующие требования безопасности:

    Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к продукции, обусловленные уровнем риска причинения вреда, выполнение которых обеспечивает:

    • безопасность в части воздействия излучений;
    • биологическую безопасность;
    • взрывобезопасность;
    • механическую безопасность;
    • пожарную безопасность;
    • промышленную безопасность;
    • термическую безопасность;
    • электрическую безопасность;
    • электромагнитную совместимость в части, касающейся обеспечения безопасной эксплуатации приборов и оборудования;
    • единство измерений;
    • санитарно-эпидемиологическую и экологическую безопасность.

    10. При проектировании объектов технического регулирования, подпадающих под действие настоящего технического регламента, оценка степени риска осуществляется расчётным, экспериментальным и экспертным методами, в том числе с учётом информации об эксплуатации аналогичных объектов и продукции;

    11. Безопасность объектов технического регулирования, регулируемых настоящим техническим регламентом, обеспечивается посредством:

    • проведения комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на этапе проектирования;
    • применения проверенных и апробированных технических решений;
    • установления назначенных сроков службы и (или) назначенных ресурсов, а также организации технического обслуживания и ремонта с установленной периодичностью;
    • выполнения расчётов с использованием проверенных методик;
    • выбора материалов и веществ на этапах проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки и ввода в эксплуатацию с учётом параметров и условий эксплуатации;
    • определения критериев предельных состояний продукции;
    • соблюдения требований проектной документации при условии осуществления контроля со стороны проектировщика (разработчика);
    • установления условий и методов утилизации продукции по окончании срока её эксплуатации.

    12. Прочность, устойчивость и техническое состояние объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны обеспечивать безопасное движение поездов с максимальными скоростями, не превышающими допустимые значения.

    13. При проектировании объектов технического регулирования, регулируемых настоящим техническим регламентом, необходимо обеспечить:

    • соблюдение габарита приближения строений;
    • безопасную эксплуатацию с учётом воздействий внешней среды, включая климатические и механические факторы;
    • техническую совместимость с подвижным составом железнодорожного транспорта.

    14. Проектировщик (разработчик) при разработке объектов технического регулирования, подпадающих под действие настоящего технического регламента, обязан принимать решения, обеспечивающие уровень вредного и (или) опасного воздействия на жизнь и здоровье человека, животных и растений, не превышающий пределов, установленных законодательством государств-членов.

    15. Конструктивные решения, принимаемые проектировщиком (разработчиком) для объектов технического регулирования, регулируемых настоящим техническим регламентом, должны обеспечивать безопасность в течение всего назначенного срока службы и (или) до исчерпания назначенного ресурса, а также в течение установленного срока хранения, и выдерживать все нагрузки и воздействия, возможные в процессе эксплуатации.

    16. При проектировании объектов технического регулирования, регулируемых настоящим техническим регламентом, проектировщик (разработчик) обязан предусматривать применение программных средств, обеспечивающих безопасное функционирование таких объектов.

    17. Внесение изменений в проектную документацию на строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должно осуществляться с обязательным соблюдением требований безопасности, установленных настоящим техническим регламентом.

    ВАЖНО: Это только часть требований, которые важно учитывать при производстве железнодорожной продукции. Полные требования ТР ТС 003 2011 с изменениями описаны в самом техническом регламенте!

    12. Срок действия декларации И СЕРТИФИКАТА ТР ТС 003

    Срок действия декларации о соответствии не более 5 лет.

    Срок действия сертификата соответствия ТР ТС 003 2011 для серийно-выпускаемой железнодорожной продукции - не более 5 лет, для партии продукции срок не устанавливается.

    13. Ответственность заявителя / изготовителя

    По Федеральному закону № 184 заявитель, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, обязан:

    • Гарантировать, что выпускаемая продукция соответствует требованиям технических регламентов и других нормативных документов, устанавливающих обязательные требования безопасности;
    • Выводить в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению, только после его прохождения;
    • Указывать в сопроводительных бумагах информацию о сертификате или декларации соответствия;
    • Прекращать реализацию продукции при приостановке или окончании срока действия сертификата или декларации;
    • Информировать орган по сертификации об изменениях в технической документации или производственных процессах сертифицированной продукции.
    Согласно техническим регламентам Евразийского экономического союза, заявитель должен хранить протоколы испытаний на собственных обоснованиях безопасности в течение пяти лет после истечения срока действия декларации.

    ВАЖНО: За невыполнение этих обязательств заявитель привлекается к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, во избежание проблем с оформлением разрешительных документов, следует учитывать ряд правил.

    14. Как проверить сертификат/декларацию соответствия

    Проверить подлинность оформленного сертификата или декларации можно на официальном сайте Росаккредитации. Подробную инструкцию, как проверить ваш документ вы можете посмотреть в нашем видео:
    • Татьяна:
      Требуется ли проведение инспекционного контроля по ТР ТС 003?
      TechSert:
      При сертификации железнодорожной продукции инспекционный контроль требуется. При декларировании продукции инспекционный контроль как правило не требуется. Однако, если вы декларировали продукцию по схеме 6д, то инспекционный контроль проводится в отношении сертификата менеджмента качества.
    • Александр:
      Попадают ли под действие ТР ТС 003 высокоскоростные поезда?
      TechSert:
      Нет, не попадают.
    • Ксения:
      Для какой схемы декларирования необходимо дополнительно оформлять сертификат на менеджмент качества?
      TechSert:
      Это требуется для схемы 6д
    • Константин:
      Кто должен наносить маркировку на продукцию после успешного декларирования или сертификации соответствия?
      TechSert:
      Маркировка единым знаком обращения продукции осуществляется заявителем перед выпуском продукции в обращение на территорию Евразийского экономического союза.
    • Сергей:
      Кто проводит производственный контроль по ТР ТС 003?
      TechSert:

      Согласно ТР ТС 003 заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.