Cookies
Мы используем файлы cookie для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями. Продолжая просмотр страниц сайта, вы принимаете условия его использования. Подробнее в нашей Политике конфиденциальности и в Согласии на обработку персональных данных в отношении файлов Cookie.
Принять
Cookies
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.

Как оформить сертификат/декларацию

ТР ТС 001/2011 правильно?

1. Что такое ТР ТС 001/2011. Кому и для чего он необходим?

ТР ТС 001 2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» устанавливает требования к безопасности железнодорожного подвижного состава и его составным частям, выпускаемых в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм со скоростями движения до 200 км/ч включительно. Он определяет требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации железнодорожной продукции, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Согласно техническому регламенту ТР ТС 001 2011 производитель или поставщик продукции в обязательном порядке оформляет сертификат или декларацию соответствия. Но что же представляет собой сертификат и декларация?

Сертификат или декларация соответствия ТР ТС (ЕАЭС) – это официальные документы, которые дают право на ввоз и реализацию продукции на территории Российской Федерации и других стран ЕАЭС. Процедура сертификации проводится в соответствии с техническими регламентами, которые определяют стандарты качества продукции, порядок проведения сертификации и требования к документальному подтверждению соответствия. Соответственно в данном случае оформляется сертификат ТР ТС 001 2011 или декларация ТР ТС 001.

Но зачем придумали ТР ТС 001? В первую очередь он создан для унификации и согласования правил и норм в области безопасности железнодорожного подвижного состава и его составных частей в странах-членах Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия). Это позволяет облегчить торговлю между этими странами и защитить потребителей от некачественной или опасной продукции.

2. Какая продукция попадает по действие регламента?

Перечень продукции ТР ТС 001 включает в себя следующее:

1. Железнодорожный подвижной состав:

  • Вагоны бункерного типа;
  • Вагоны изотермические;
  • Вагоны крытые;
  • Вагоны пассажирские магистральные локомотивной тяги;
  • Вагоны-самосвалы;
  • Вагоны-цистерны;
  • Вагоны широкой колеи для промышленности;
  • Дизель-поезда, автомотрисы (рельсовые автобусы), их вагоны;
  • Дизель- электропоезда, их вагоны;
  • Платформы;
  • Полувагоны;
  • Специальный несамоходный железнодорожный подвижной состав;
  • Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав;
  • Тепловозы, газотурбовозы: магистральные, маневровые и промышленные;
  • Транспортеры железнодорожные;
  • Электровозы магистральные: постоянного тока, переменного тока, двухсистемные (переменного и постоянного тока), прочие;
  • Электропоезда: постоянного тока, переменного тока, двухсистемные (постоянного и переменного тока), их вагоны;

2. Составные части железнодорожного подвижного состава:

  • Автоматический регулятор тормозной рычажной передачи (авторегулятор);
  • Автоматический стояночный тормоз железнодорожного подвижного состава;
  • Аппараты высоковольтные защиты и контроля железнодорожного подвижного состава от токов короткого замыкания;
  • Балка надрессорная грузового вагона;
  • Бандажи для железнодорожного подвижного состава;
  • Башмаки магниторельсового тормоза;
  • Башмаки тормозных колодок железнодорожного подвижного состава;
  • Башмаки тормозных накладок дисковых тормозов железнодорожного подвижного состава;
  • Блокировка тормозов;
  • Вентильные разрядники и ограничители перенапряжений для электроподвижного состава;
  • Воздухораспределители;
  • Вспомогательные электрические машины для железнодорожного подвижного состава (более 1 кВт);
  • Выключатели автоматические быстродействующие и главные выключатели для электроподвижного состава;
  • Высоковольтные аппаратные ящики для пассажирских вагонов;
  • Высоковольтные межвагонные соединения (совместно розетка и штепсель);
  • Высокопрочные изделия остекления безопасные железнодорожного подвижного состава (кабины машиниста тягового и моторвагонного подвижного состава);
  • Гидравлические демпферы железнодорожного подвижного состава;
  • Диски тормозные для железнодорожного подвижного состава;
  • Изделия резиновые уплотнительные для тормозных пневматических систем железнодорожного подвижного состава (диафрагмы, манжеты, воротники, уплотнители клапанов, прокладки);
  • Карданные валы главного привода тепловозов и дизель-поездов, рельсовых автобусов, дизель электропоездов;
  • Клин тягового хомута автосцепки;
  • Компрессоры для железнодорожного подвижного состава;
  • Колеса зубчатые цилиндрические тяговых передач железнодорожного подвижного состава;
  • Колеса составные чистовые локомотивов и моторвагонного подвижного состава;
  • Колеса цельнокатаные для железнодорожного подвижного состава;
  • Колесные пары вагонные;
  • Колесные пары локомотивные и моторвагонного подвижного состава;
  • Колесные пары для специального железнодорожного подвижного состава;
  • Колодки тормозные композиционные для железнодорожного подвижного состава;
  • Колодки тормозные составные (чугунно-композиционные) для железнодорожного подвижного состава;
  • Колодки тормозные чугунные для железнодорожного подвижного состава;
  • Контакторы электропневматические и электромагнитные высоковольтные;
  • Корпус автосцепки;
  • Кресла машинистов для локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального железнодорожного подвижного состава;
  • Кресла пассажирские моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов локомотивной тяги;
  • Кузова локомотивов и моторвагонного подвижного состава;
  • Механизм клещевой дискового тормоза;
  • Накладки дискового тормоза;
  • Оси вагонные чистовые;
  • Оси локомотивные и моторвагонного подвижного состава чистовые;
  • Оси чистовые для специального железнодорожного подвижного состава;
  • Оси черновые для железнодорожного подвижного состава;
  • Передачи гидравлические для тепловозов и дизель-поездов;
  • Передний и задний упоры автосцепки;
  • Переключатели и отключатели высоковольтные для железнодорожного подвижного состава;
  • Поглощающий аппарат автосцепки;
  • Подшипники качения роликовые для букс железнодорожного подвижного состава;
  • Предохранители высоковольтные для железнодорожного подвижного состава;
  • Преобразователи статические тяговые и нетяговые железнодорожного подвижного состава;
  • Преобразователи электромашинные для железнодорожного подвижного состава;
  • Привод магниторельсового тормоза;
  • Противоюзное устройство железнодорожного подвижного состава;
  • Пружины рессорного подвешивания железнодорожного подвижного состава;
  • Разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители высоковольтные для локомотивов и моторвагонного подвижного состава;
  • Рама боковая тележки грузового вагона;
  • Рама тележки пассажирского вагона;
  • Реакторы и реакторное оборудование для электровозов и электропоездов;
  • Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог;
  • Резервуары воздушные для тягового подвижного состава;
  • Резино-кордные оболочки муфт тягового привода электропоездов;
  • Резисторы пусковые, электрического тормоза, демпферные;
  • Реле электромагнитные и электронные: промежуточные, тока, в том числе дифференциальные, напряжения, времени, перегрузки, релейные датчики контроля неэлектрических параметров (температуры, давления, уровня);
  • Рессоры листовые для железнодорожного подвижного состава;
  • Рукава соединительные для тормозов железнодорожного подвижного состава;
  • Стеклоочистители для локомотивов, моторвагонного подвижного состава и самоходного железнодорожного подвижного состава;
  • Сцепка, включая автосцепку;
  • Тележки двухосные для грузовых вагонов;
  • Тележки пассажирских вагонов и прицепных вагонов;
  • Тифоны для локомотивов и моторвагонного подвижного состава;
  • Тормозные краны машиниста;
  • Триангели тормозной рычажной передачи тележек грузовых вагонов магистральных железных дорог;
  • Тяговые электродвигатели для электровозов и электропоездов;
  • Тяговый хомут автосцепки;
  • Устройство автоматического регулирования тормозной силы в зависимости от загрузки (авторежим);
  • Устройства управления, контроля и безопасности, программные средства железнодорожного подвижного состава;
  • Центры колесные катаные дисковые для железнодорожного подвижного состава;
  • Центры колесные литые для железнодорожного подвижного состава (отливки, чистовые);
  • Цилиндры тормозные для железнодорожного подвижного состава;
  • Чеки тормозных колодок для вагонов магистральных железных дорог;
  • Электродвигатели и генераторы главного привода и тягового оборудования для тепловозов;
  • Электрокалориферы для систем отопления пассажирских вагонов и электропоездов;
  • Электронагреватели высоковольтные для систем жидкостного отопления пассажирских вагонов;
  • Электрооборудование для тепловозов, дизель-поездов, рельсовых автобусов и автомотрис;
  • Электрооборудование низковольтное для железнодорожного подвижного состава: контроллеры низковольтные; выключатели; реле электромагнитные (защиты, промежуточные, времени и дифференциальные);
  • Электрооборудование пассажирских вагонов; электропоездов;
  • Электропечи для систем отопления пассажирских вагонов и электропоездов;
  • Элементы систем освещения пассажирских вагонов.

3. Продукция, на которую не распространяются требования ТР ТС 001 2011

Регламент ТР ТС 001 2011 не распространяется на железнодорожный подвижной состав технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенный для перемещения людей материальных ценностей на территории организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд организаций.

4. Схемы сертификации по ТР ТС 001 2011

Регламент предусматривает следующие схемы сертификации:

  • Схема 1С применяется для серийной продукции. Включает испытания продукции и анализ производства с проведением инспекционного контроля на обоих этапах;
  • Схема 2С аналогична схеме 1С, за исключением проведения сертификации системы менеджмента вместо аудита производства;
  • Схема 3С применяется для партии продукции. Требует только испытания продукции в аккредитованной испытательной лаборатории без проведения производственного аудита и инспекционного контроля;
  • Схема 4С для производителей и поставщиков единичной продукции. Требуются обязательные испытания продукции в аккредитованной лаборатории без инспекций на месте производства или периодических испытаний;
  • Схема 5С предназначена для производителей серийной продукции с высокими требованиями к технологии изготовления. Включает экспертизу проекта, периодические инспекции на месте производства и возможно - испытания продукции;
  • Схема 6С также для производителей серийной продукции с высокими требованиями к технологии изготовления. Включает экспертизу проекта, периодические инспекции на месте производства и возможно - испытания продукции. Но, в этой схеме требуется наличие действующего сертификата ISO у производителя;
  • Схема 7С рассчитанная на крупные серии сложной продукции со множеством модификаций. Включает периодическую экспертизу образцов и инспекцию места происхождения.

5. Схемы декларирования по ТР ТС 001

ТР ТС 001 предусматривает следующие схемы декларирования:

  • Схема 1д: применятся для железнодорожной продукции, выпускаемой серийно. На основе собственных доказательств заявителя с производственным контролем, который также проводит заявитель;
  • Схема 2д: применяется для партий или единичных образцов железнодорожной продукции. На основе собственных доказательств заявителя;
  • Схема 3д: применяется для железнодорожной продукции, выпускаемой серийно. Проводятся испытания образцов в аккредитованной испытательной лаборатории, с производственным контролем, который проводит заявитель;
  • Схема 4д: применяется для партий или единичных образцов железнодорожной продукции. Проводятся испытания образцов в аккредитованной испытательной лаборатории.
  • Схема 5д: предназначена для серийно выпускаемой железнодорожной продукции для производств с повышенным риском. Испытания проводятся в аккредитованной лаборатории с производственным контролем. Также требуется оформление сертификата на тип.
Свежие новости в сфере сертификации:

    6. Порядок оформления СЕРТИФИКАТА и декларации ТР тс 001 2011

    Порядок получения сертификата или декларации ТР ТС 001 2011 включает в себя следующие этапы:

    • Обращение заявителя в центр сертификации с заявлением на сертификацию;
    • Экспертиза предоставленных документов специалистами центра;
    • Принятие решения по заявке и заключение договора между органом и заявителем;
    • Отбор и идентификация образцов продукции для испытательной лаборатории (если необходимо);
    • Анализ результатов и принятие решения о выдаче или отказе в выдаче протокола испытаний для регистрации сертификата или декларации;
    • Оформление сертификата или декларации о соответствии при положительном решении.
    • Регулярный государственный контроль (надзор).

    ВАЖНО: Декларация или сертификат соответствия должны предоставляться органам государственного контроля (надзора) по их требованию. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении данной продукции и связанных с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства - члена Евразийского экономического союза).

    7. Сроки оформления сертификата и декларации 001

    В связи с разнообразным характером продукции, подлежащей сертификации по регламенту ТР ТС 001 2011, а также наличием множества нюансов, требующих изучения, сроки оформления сертификата 001 2011 составляют от 14 дней. Декларация соответствия ТР ТС 001 2011 может быть оформлена быстрее: от 5 дней.

    В случае необходимости проведения испытаний продукции на соответствие ТР ТС 001 2011 или при возникновении дефицита информации и документов, установленные сроки могут быть увеличены. Во избежание задержек настоятельно рекомендуется планировать оформление указанных документов заблаговременно.
    Мы аккредитованный орган по сертификации в составе с собственной испытательной лабораторией (аттестат аккредитации
    РОСС RU.З2176.04ЗЦС0.ИЛ02)

    Наши специалисты отправят вам все подтверждающие документы
    Декларация ТР ТС 005/2011, аккредитация

    8. Стоимость оформления по ТР ТС 001/2011

    Стоимость оформления сертификата или декларации соответствия на продукцию, соответствующую регламенту, определяется в индивидуальном порядке и зависит от вида железнодорожной продукции, а также от количества необходимых испытаний и исследований в аккредитованных испытательных лабораториях.

    С учетом этих факторов стоимость оформления декларации начинается от 10.000 рублей, а стоимость оформления сертификата от 35.000 рублей. Окончательная стоимость определяется после анализа представленной заявителем документации, после чего заключается договор с фиксированной стоимостью.

    Внимание! С 2025 года за сертификат и декларацию взимается государственная пошлина. Подробнее в нашей статье: Как оплатить госпошлину за сертификат/декларацию соответствия?

    9. Перечень документов, необходимых для оформления

    Для оформления по техническому регламенту 001 заявителю необходимо предоставить следующий комплект документов:

    • заявление на сертификацию ТР ТС 001 и вид продукции;
    • технические условия;
    • протокол испытаний;
    • договор/контракт на поставку или договор на выполнение функции иностранного изготовителя (при необходимости);
    • перечень стандартов, которым должна соответствовать продукция;
    • сертификат менеджмента качества от производителя (при необходимости);
    • другие документы (при наличии), прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции требованиям регламента.

    10. Основные требования безопасности по ТР ТС 001

    Регламент ТР ТС 001 регламентирует следующие требования безопасности:

    1. Данный технический регламент ТС, учитывающий уровень риска причинения вреда, устанавливает минимальные требования к продукции, выполнение которых гарантирует:
    • безопасность излучений;
    • биологическую безопасность;
    • взрывобезопасность;
    • механическую безопасность;
    • пожарную безопасность;
    • термическую безопасность;
    • химическую безопасность;
    • электрическую безопасность;
    • электромагнитную совместимость для обеспечения безопасной работы приборов и оборудования;
    • единство измерений.

    2. При проектировании железнодорожного подвижного состава и его компонентов необходимо оценивать уровень риска с использованием расчетных, экспериментальных и экспертных методов, включая данные эксплуатации аналогичной продукции. Методы оценки риска могут быть определены в стандартах или других документах по стандартизации, включенных в перечни взаимосвязанных стандартов, используемых для оценки (подтверждения) соответствия техническому регламенту.

    3. Безопасность железнодорожного подвижного состава и его компонентов должна обеспечиваться через:
    • проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при проектировании продукции;
    • использование проверенных технических решений;
    • установление сроков службы и (или) ресурсов продукции, а также регулярное проведение технического обслуживания и ремонта;
    • выполнение расчетов на основе проверенных методик;
    • выбор материалов и веществ для проектирования и производства в зависимости от эксплуатационных параметров и условий;
    • установление критериев предельных состояний продукции;
    • определение условий и методов утилизации продукции;
    • проведение оценки соответствия продукции.

    4. Железнодорожный подвижной состав и его компоненты должны обеспечивать прочность, устойчивость и техническое состояние, позволяющее безопасное движение поездов на максимально допустимых скоростях.

    5. Железнодорожный подвижной состав и его компоненты должны гарантировать:
    • соблюдение габаритов железнодорожного подвижного состава;
    • выполнение условий эксплуатации с учетом внешних климатических и механических воздействий;
    • техническую совместимость с инфраструктурой железнодорожного транспорта и другим подвижным составом, работающим на этой инфраструктуре;
    • устойчивость к сходу колеса с рельса;
    • устойчивость к опрокидыванию на криволинейных участках пути;
    • предотвращение самопроизвольного движения с места стоянки;
    • сцепление вагонов для передачи динамических усилий при тяге и торможении;
    • допустимый тормозной путь;
    • соблюдение предельно допустимых нагрузок, сил воздействия на путь и расчетных осевых нагрузок;
    • предотвращение падения компонентов подвижного состава на железнодорожный путь;
    • соответствие предельно допустимым силам тяги, торможения и величинам ускорения;
    • санитарно-эпидемиологическую и экологическую безопасность;
    • электромагнитную совместимость электрооборудования для обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
    • электромагнитную совместимость электрооборудования с устройствами железнодорожной автоматики, телемеханики и электросвязи на инфраструктуре железнодорожного транспорта;
    • выполнение требований пожарной безопасности;
    • прочность при допустимых режимах нагрузки и воздействий;
    • отсутствие пластических деформаций при приложении продольных и вертикальных расчетных динамических нагрузок;
    • сопротивление усталости при малоцикловых и многоцикловых режимах нагрузки;
    • безопасность и надежность работы электрооборудования во всех режимах эксплуатации (при номинальных и граничных режимах электроснабжения);
    • безопасность конструкции грузовых, почтовых и багажных вагонов при погрузке и разгрузке с использованием механизации;
    • сцепление вагонов при роспуске с горок или проходе по аппарельному съезду парома.

    ВАЖНО: Это только часть требований, которые важно учитывать при производстве железнодорожной продукции. Полные требования ТР ТС 001 с изменениями описаны в самом техническом регламенте!

    12. Срок действия декларации И СЕРТИФИКАТА ТР ТС 001

    Срок действия декларации о соответствии не более 5 лет.

    Срок действия сертификата соответствия ТР ТС 001 2011 для серийно-выпускаемой железнодорожной продукции - не более 5 лет, для партии продукции срок не устанавливается.

    13. Ответственность заявителя / изготовителя

    По Федеральному закону № 184 заявитель, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, обязан:

    • Гарантировать, что выпускаемая продукция соответствует требованиям технических регламентов и других нормативных документов, устанавливающих обязательные требования безопасности;
    • Выводить в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению, только после его прохождения;
    • Указывать в сопроводительных бумагах информацию о сертификате или декларации соответствия;
    • Прекращать реализацию продукции при приостановке или окончании срока действия сертификата или декларации;
    • Информировать орган по сертификации об изменениях в технической документации или производственных процессах сертифицированной продукции.
    Согласно техническим регламентам Евразийского экономического союза, заявитель должен хранить протоколы испытаний на собственных обоснованиях безопасности в течение пяти лет после истечения срока действия декларации.

    ВАЖНО: За невыполнение этих обязательств заявитель привлекается к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, во избежание проблем с оформлением разрешительных документов, следует учитывать ряд правил.

    14. Как проверить сертификат/декларацию соответствия

    Проверить подлинность оформленного сертификата или декларации можно на официальном сайте Росаккредитации. Подробную инструкцию, как проверить ваш документ вы можете посмотреть в нашем видео:
    • Григорий:
      Требуется ли проведение инспекционного контроля по ТР ТС 001?
      TechSert:
      При сертификации железнодорожной продукции инспекционный контроль требуется. При декларировании продукции инспекционный контроль как правило не требуется. Однако, если вы декларировали продукцию по схеме 6д, то инспекционный контроль проводится в отношении сертификата менеджмента качества.
    • Ольга:
      Попадает ли под действие ТР ТС 001 на жд поезда для перевозки людей?
      TechSert:
      Нет, не попадает.
    • Даниил:
      Для какой схемы декларирования необходимо дополнительно оформлять сертификат на менеджмент качества?
      TechSert:
      Это требуется для схемы 6д
    • Сергей:
      Кто должен наносить маркировку на продукцию после успешного декларирования соответствия?
      TechSert:
      Маркировка единым знаком обращения продукции осуществляется заявителем перед выпуском продукции в обращение на территорию Евразийского экономического союза.
    • Валерия:
      Кто проводит производственный контроль по ТР ТС 001?
      TechSert:

      Согласно ТР ТС 001 заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.