Cookies
Мы используем файлы cookie для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями. Продолжая просмотр страниц сайта, вы принимаете условия его использования. Подробнее в нашей Политике конфиденциальности и в Согласии на обработку персональных данных в отношении файлов Cookie.
Принять
Cookies
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.

Как оформить сертификат/декларацию

ТР ТС 002/2011 правильно?

1. Что такое ТР ТС 002/2011. Кому и для чего он необходим?

ТР ТС 002 2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» устанавливает требования к безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта и его составным частям. Он определяет требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации высокоскоростного железнодорожного транспорта в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Согласно техническому регламенту ТР ТС 002 2011 производитель или поставщик продукции в обязательном порядке оформляет сертификат или декларацию соответствия. Но что же представляет собой сертификат и декларация?

Сертификат или декларация соответствия ТР ТС (ЕАЭС) – это официальные документы, которые дают право на ввоз и реализацию продукции на территории Российской Федерации и других стран ЕАЭС. Процедура сертификации проводится в соответствии с техническими регламентами, которые определяют стандарты качества продукции, порядок проведения сертификации и требования к документальному подтверждению соответствия. Соответственно в данном случае оформляется сертификат ТР ТС 002 2011 или декларация ТР ТС 002.

Но зачем придумали ТР ТС 002? В первую очередь он создан для унификации и согласования правил и норм в области безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта и его составных частей в странах-членах Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия). Это позволяет облегчить торговлю между этими странами и защитить потребителей от некачественной или опасной продукции.

2. Какая продукция попадает по действие регламента?

Перечень продукции ТР ТС 002 включает в себя следующее:

1. Составные части подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта:

  • Верхнее строение пути;
  • Водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения;
  • Железнодорожный путь;
  • Железнодорожные станции;
  • Земляное полотно;
  • Контактная сеть;
  • Мосты железнодорожные;
  • Ограждение железнодорожного пути;
  • Пассажирские платформы;
  • Пешеходные мосты над железнодорожными путями;
  • Пешеходные тоннели под железнодорожными путями;
  • Системы, обустройства и оборудование сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях;
  • Системы, обустройства и оборудование железнодорожной электросвязи;
  • Системы, обустройства и оборудование устройств электроснабжения на перегонах и станциях;
  • Тоннели железнодорожные;
  • Трансформаторные подстанции;
  • Трубы водопропускные;
  • Тяговая подстанция (пост секционирования);
  • Участок железнодорожного пути;
  • Шумозащитные сооружения и устройства.

2. Элементы составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта:

  • Автоматизированные измерительные и контрольно-испытательные стенды и системы, применяемые на железнодорожном транспорте;
  • Автоматизированные рабочие места работников подразделений железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением безопасности движения и информационной безопасностью;
  • Автоматизированные системы оперативного управления технологическими процессами, связанными с обеспечением безопасности движения и информационной безопасностью;
  • Аппаратура телемеханики устройств электроснабжения;
  • Болты для рельсовых стыков;
  • Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути;
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути;
  • Брусья железобетонные для стрелочных переводов для железных дорог колеи 1520 мм;
  • Вентильные разрядники и ограничители перенапряжений для устройств электроснабжения железных дорог;
  • Гайки для болтов рельсовых стыков;
  • Гайки для закладных болтов рельсовых скреплений железнодорожного пути;
  • Гайки для клеммных болтов рельсовых скреплений железнодорожного пути;
  • Датчик индуктивно проводной;
  • Дешифраторы числовой кодовой автоблокировки;
  • Диодные заземлители устройств контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Железобетонные стойки для опор контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Изоляторы для контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Клеммы пружинные прутковые для крепления рельсов;
  • Клеммы пружинные ЖБР-65 нераздельного скрепления;
  • Клемма раздельного и нераздельного рельсового скрепления;
  • Крестовины стрелочных переводов;
  • Комплекты светофильтров-линз и линз, комплекты линзовые с ламподержателем для линзовых светофоров железнодорожного транспорта;
  • Металлические стойки для опор контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Накладки для изолирующих стыков железнодорожных рельсов;
  • Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи;
  • Остряки стрелочных переводов различных типов и марок;
  • Подкладки раздельного скрепления железнодорожного пути;
  • Программное обеспечение центров ситуационного управления;
  • Программные средства для автоматизированных систем оперативного управления движением поездов;
  • Программные средства железнодорожного транспорта для автоматизированных систем оперативного управления технологическими процессами, связанными с обеспечением безопасности движения и информационной безопасностью;
  • Противоугоны пружинные к железнодорожным рельсам;
  • Провода контактные из меди и ее сплавов для железнодорожной контактной сети;
  • Прокладки рельсового скрепления;
  • Разъединители для тяговых подстанций систем электроснабжения электрифицированных железных дорог;
  • Реакторы для тяговых подстанций систем электроснабжения электрифицированных железных дорог;
  • Разъединители железнодорожной контактной сети;
  • Реле электромагнитные неконтролируемые первого класса надежности, релейные блоки;
  • Рельсы железнодорожные широкой колеи;
  • Рельсы железнодорожные остряковые;
  • Рельсы железнодорожные контррельсовые;
  • Рельсовое скрепление;
  • Ригели жестких поперечин устройств подвески контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Светофильтры, линзы, светофильтры-линзы, рассеиватели и отклоняющие вставки стеклянные для сигнальных приборов железнодорожного транспорта;
  • Статические преобразователи для устройств электроснабжения электрифицированных железных дорог;
  • Стрелочные переводы, рем-комплекты (полустрелки), глухие пересечения железнодорожных путей;
  • Стрелочные электромеханические приводы;
  • Стыки изолирующие железнодорожных рельсов;
  • Упругие пружинные элементы путевые (двухвитковые шайбы, тарельчатые пружины, клеммы);
  • Устройства защиты станций стыкования электрифицированных железных дорог;
  • Фундаменты железобетонных опор контактной сети электрифицированных железных дорог;
  • Шпалы железобетонные для железных дорог колеи 1520 мм;
  • Шурупы путевые;
  • Щебень для балластного слоя железных дорог из природного камня;
  • Элементы скреплений железнодорожных стрелочных переводов, гарнитуры, внешние замыкатели.

3. Составные части высокоскоростного железнодорожного подвижного состава:

  • Автоматический регулятор тормозной рычажной передачи (авторегулятор);
  • Автоматический стояночный тормоз железнодорожного подвижного состава;
  • Аппараты высоковольтные защиты и контроля железнодорожного подвижного состава от токов короткого замыкания;
  • Бандажи для железнодорожного подвижного состава;
  • Башмаки магниторельсового тормоза;
  • Башмаки тормозных колодок железнодорожного подвижного состава;
  • Башмаки тормозных накладок дисковых тормозов железнодорожного подвижного состава;
  • Блокировка тормозов;
  • Вентильные разрядники и ограничители перенапряжений для электроподвижного состава;
  • Воздухораспределители;
  • Вспомогательные электрические машины для железнодорожного подвижного состава (более 1 кВт);
  • Выключатели автоматические быстродействующие и главные выключатели для электроподвижного состава;
  • Высоковольтные межвагонные соединения (совместно розетка и штепсель);
  • Высокопрочные изделия остекления безопасные высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
  • Гидравлические демпферы железнодорожного подвижного состава;
  • Диски тормозные для железнодорожного подвижного состава;
  • Изделия резиновые уплотнительные для тормозных пневматических систем железнодорожного подвижного состава (диафрагмы, манжеты, воротники, уплотнители клапанов, прокладки);
  • Клин тягового хомута автосцепки;
  • Компрессоры для железнодорожного подвижного состава;
  • Колеса зубчатые, цилиндрические тяговых передач железнодорожного подвижного состава;
  • Колеса составные чистовые высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
  • Колеса цельнокатаные для железнодорожного подвижного состава;
  • Колесные пары высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
  • Колодки тормозные композиционные для железнодорожного подвижного состава;
  • Колодки тормозные составные (чугунно-композиционные) для железнодорожного подвижного состава;
  • Колодки тормозные чугунные для железнодорожного подвижного состава;
  • Контакторы электропневматические и электромагнитные высоковольтные;
  • Корпус автосцепки;
  • Кресла машинистов для железнодорожного подвижного состава;
  • Кресла пассажирские для железнодорожного подвижного состава;
  • Кузова высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
  • Механизм клещевой дискового тормоза;
  • Накладки дискового тормоза;
  • Оси железнодорожного подвижного состава чистовые;
  • Оси черновые для железнодорожного подвижного состава;
  • Передний и задний упоры автосцепки;
  • Переключатели и отключатели высоковольтные для железнодорожного подвижного состава;
  • Поглощающий аппарат автосцепки;
  • Подшипники качения роликовые для букс железнодорожного подвижного состава;
  • Предохранители высоковольтные для железнодорожного подвижного состава;
  • Преобразователи статические тяговые и нетяговые железнодорожного подвижного состава;
  • Преобразователи электромашинные для железнодорожного подвижного состава;
  • Привод магниторельсового тормоза;
  • Противоюзное устройство железнодорожного подвижного состава;
  • Пружины рессорного подвешивания железнодорожного подвижного состава;
  • Разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители высоковольтные для железнодорожного подвижного состава;
  • Реакторы и реакторное оборудование для железнодорожного подвижного состава;
  • Резервуары воздушные для тягового подвижного состава;
  • Резино-кордные оболочки муфт тягового привода электропоездов;
  • Резисторы пусковые, электрического тормоза, демпферные;
  • Реле электромагнитные и электронные: промежуточные, тока, в том числе дифференциальные, напряжения, времени, перегрузки, релейные датчики контроля неэлектрических параметров (температуры, давления, уровня);
  • Рукава соединительные для тормозов железнодорожного подвижного состава;
  • Стеклоочистители для высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
  • Сцепка, включая автосцепку;
  • Тележки прицепных вагонов моторвагонного подвижного состава;
  • Тифоны для локомотивов и моторвагонного подвижного состава;
  • Тормозные краны машиниста;
  • Тяговые электродвигатели для электропоездов;
  • Тяговый хомут автосцепки;
  • Устройство автоматического регулирования тормозной силы в зависимости от загрузки (авторежим);
  • Устройства управления, контроля и безопасности, программные средства железнодорожного подвижного состава;
  • Центры колесные катаные дисковые для железнодорожного подвижного состава;
  • Центры колесные литые для железнодорожного подвижного состава (отливки, чистовые);
  • Цилиндры тормозные для железнодорожного подвижного состава;
  • Электрокалориферы для систем отопления электропоездов;
  • Электрооборудование низковольтное для железнодорожного подвижного состава: контроллеры низковольтные; выключатели; реле электромагнитные (защиты, промежуточные, времени и дифференциальные);
  • Электрооборудование электропоездов;
  • Электропечи для систем отопления электропоездов.

3. Продукция, на которую не распространяются требования ТР ТС 002 2011

Регламент ТР ТС 002 2011 не распространяется на:

  • санитарные вагоны, вагоны врачебных и диагностических поездов;
  • тяговый железнодорожный подвижной состав, который используется на железнодорожных путях необщего пользования без выхода на пути общего пользования;
  • железнодорожный подвижной состав технологического железнодорожного транспорта организаций, который предназначен для перемещения людей и материальных ценностей на территории организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд организаций.

4. Схемы сертификации по ТР ТС 002 2011

Регламент предусматривает следующие схемы сертификации:

  • Схема 1С применяется для серийной продукции. Включает испытания продукции и анализ производства с проведением инспекционного контроля на обоих этапах;
  • Схема 2С аналогична схеме 1С, за исключением проведения сертификации системы менеджмента вместо аудита производства;
  • Схема 3С применяется для партии продукции. Требует только испытания продукции в аккредитованной испытательной лаборатории без проведения производственного аудита и инспекционного контроля;
  • Схема 4С для производителей и поставщиков единичной продукции. Требуются обязательные испытания продукции в аккредитованной лаборатории без инспекций на месте производства или периодических испытаний;
  • Схема 5С предназначена для производителей серийной продукции с высокими требованиями к технологии изготовления. Включает экспертизу проекта, периодические инспекции на месте производства и возможно - испытания продукции;
  • Схема 6С также для производителей серийной продукции с высокими требованиями к технологии изготовления. Включает экспертизу проекта, периодические инспекции на месте производства и возможно - испытания продукции. Но, в этой схеме требуется наличие действующего сертификата ISO у производителя;
  • Схема 7С рассчитанная на крупные серии сложной продукции со множеством модификаций. Включает периодическую экспертизу образцов и инспекцию места происхождения.

5. Схемы декларирования по ТР ТС 002

ТР ТС 002 предусматривает следующие схемы декларирования:

  • Схема 1д: применятся для железнодорожной продукции, выпускаемой серийно. На основе собственных доказательств заявителя с производственным контролем, который также проводит заявитель;
  • Схема 2д: применяется для партий или единичных образцов железнодорожной продукции. На основе собственных доказательств заявителя;
  • Схема 3д: применяется для железнодорожной продукции, выпускаемой серийно. Проводятся испытания образцов в аккредитованной испытательной лаборатории, с производственным контролем, который проводит заявитель;
  • Схема 4д: применяется для партий или единичных образцов железнодорожной продукции. Проводятся испытания образцов в аккредитованной испытательной лаборатории.
  • Схема 5д: предназначена для серийно выпускаемой железнодорожной продукции для производств с повышенным риском. Испытания проводятся в аккредитованной лаборатории с производственным контролем. Также требуется оформление сертификата на тип.
Свежие новости в сфере сертификации:

    6. Порядок оформления СЕРТИФИКАТА и декларации ТР тс 002 2011

    Порядок получения сертификата или декларации ТР ТС 002 2011 включает в себя следующие этапы:

    • Обращение заявителя в центр сертификации с заявлением на сертификацию;
    • Экспертиза предоставленных документов специалистами центра;
    • Принятие решения по заявке и заключение договора между органом и заявителем;
    • Отбор и идентификация образцов продукции для испытательной лаборатории (если необходимо);
    • Анализ результатов и принятие решения о выдаче или отказе в выдаче протокола испытаний для регистрации сертификата или декларации;
    • Оформление сертификата или декларации о соответствии при положительном решении.
    • Регулярный государственный контроль (надзор).

    ВАЖНО: Декларация или сертификат соответствия должны предоставляться органам государственного контроля (надзора) по их требованию. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении данной продукции и связанных с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства - члена Евразийского экономического союза).

    7. Сроки оформления сертификата и декларации 002

    В связи с разнообразным характером продукции, подлежащей сертификации по регламенту ТР ТС 002 2011, а также наличием множества нюансов, требующих изучения, сроки оформления сертификата 002 2011 составляют от 14 дней. Декларация соответствия ТР ТС 002 2011 может быть оформлена быстрее: от 5 дней.

    В случае необходимости проведения испытаний продукции на соответствие ТР ТС 002 2011 или при возникновении дефицита информации и документов, установленные сроки могут быть увеличены. Во избежание задержек настоятельно рекомендуется планировать оформление указанных документов заблаговременно.
    Мы аккредитованный орган по сертификации в составе с собственной испытательной лабораторией (аттестат аккредитации
    РОСС RU.З2176.04ЗЦС0.ИЛ02)

    Наши специалисты отправят вам все подтверждающие документы
    Декларация ТР ТС 005/2011, аккредитация

    8. Стоимость оформления по ТР ТС 002/2011

    Стоимость оформления сертификата или декларации соответствия на продукцию, соответствующую регламенту, определяется в индивидуальном порядке и зависит от вида железнодорожной продукции, а также от количества необходимых испытаний и исследований в аккредитованных испытательных лабораториях.

    С учетом этих факторов стоимость оформления декларации начинается от 10.000 рублей, а стоимость оформления сертификата от 35.000 рублей. Окончательная стоимость определяется после анализа представленной заявителем документации, после чего заключается договор с фиксированной стоимостью.

    Внимание! С 2025 года за сертификат и декларацию взимается государственная пошлина. Подробнее в нашей статье: Как оплатить госпошлину за сертификат/декларацию соответствия?

    9. Перечень документов, необходимых для оформления

    Для оформления по техническому регламенту 002 заявителю необходимо предоставить следующий комплект документов:

    10. Основные требования безопасности по ТР ТС 002

    Регламент ТР ТС 002 регламентирует следующие требования безопасности:

    1. Настоящий технический регламент ТС, учитывающий уровень риска причинения вреда, определяет минимально необходимые требования к продукции, соблюдение которых гарантирует:

    • безопасность излучений;
    • биологическую безопасность;
    • защиту от взрывов;
    • гидрометеорологическую безопасность;
    • механическую безопасность;
    • пожарную безопасность;
    • промышленную безопасность;
    • термическую безопасность;
    • химическую безопасность;
    • электрическую безопасность;
    • электромагнитную совместимость, обеспечивающую безопасную работу приборов и оборудования;
    • единство измерений.

    2. При проектировании объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и сопутствующей продукции необходимо оценивать уровень риска с использованием расчетных, экспериментальных и экспертных методов, включая данные эксплуатации аналогичных объектов. Методы оценки риска могут быть прописаны в стандартах или других документах по стандартизации (далее — стандарты), которые включены в перечень стандартов для целей оценки (подтверждения) соответствия техническому регламенту.

    3. Безопасность объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и продукции должна обеспечиваться через:
    • проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при проектировании объектов;
    • использование проверенных технических решений;
    • установление расчетных сроков службы и ресурсов продукции, а также регулярное проведение технического обслуживания и ремонтов;
    • выполнение расчетов на основе апробированных методик;
    • выбор материалов и веществ в зависимости от условий эксплуатации на этапах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки и ввода в эксплуатацию объектов;
    • установление критериев предельных состояний;
    • соблюдение требований проектной документации с контролем через авторский надзор со стороны проектировщика;
    • определение условий и методов утилизации продукции;
    • установление параметров опасных погодных явлений для высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и организация инструментального мониторинга этих явлений;
    • проведение оценки соответствия продукции.

    ВАЖНО: Это только часть требований, которые важно учитывать при производстве железнодорожной продукции. Полные требования ТР ТС 002 с изменениями описаны в самом техническом регламенте!

    12. Срок действия декларации И СЕРТИФИКАТА ТР ТС 002

    Срок действия декларации о соответствии не более 5 лет.

    Срок действия сертификата соответствия ТР ТС 002 2011 для серийно-выпускаемой железнодорожной продукции - не более 5 лет, для партии продукции срок не устанавливается.

    13. Ответственность заявителя / изготовителя

    По Федеральному закону № 184 заявитель, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, обязан:

    • Гарантировать, что выпускаемая продукция соответствует требованиям технических регламентов и других нормативных документов, устанавливающих обязательные требования безопасности;
    • Выводить в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению, только после его прохождения;
    • Указывать в сопроводительных бумагах информацию о сертификате или декларации соответствия;
    • Прекращать реализацию продукции при приостановке или окончании срока действия сертификата или декларации;
    • Информировать орган по сертификации об изменениях в технической документации или производственных процессах сертифицированной продукции.
    Согласно техническим регламентам Евразийского экономического союза, заявитель должен хранить протоколы испытаний на собственных обоснованиях безопасности в течение пяти лет после истечения срока действия декларации.

    ВАЖНО: За невыполнение этих обязательств заявитель привлекается к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, во избежание проблем с оформлением разрешительных документов, следует учитывать ряд правил.

    14. Как проверить сертификат/декларацию соответствия

    Проверить подлинность оформленного сертификата или декларации можно на официальном сайте Росаккредитации. Подробную инструкцию, как проверить ваш документ вы можете посмотреть в нашем видео:
    • Ольга:
      Требуется ли проведение инспекционного контроля по ТР ТС 002?
      TechSert:
      При сертификации железнодорожной продукции инспекционный контроль требуется. При декларировании продукции инспекционный контроль как правило не требуется. Однако, если вы декларировали продукцию по схеме 6д, то инспекционный контроль проводится в отношении сертификата менеджмента качества.
    • Григорий:
      Попадают ли под действие ТР ТС 002 санитарные вагоны?
      TechSert:
      Нет, не попадают.
    • Александр:
      Для какой схемы декларирования необходимо дополнительно оформлять сертификат на менеджмент качества?
      TechSert:
      Это требуется для схемы 6д
    • Даниил:
      Кто должен наносить маркировку на продукцию после успешного декларирования или сертификации соответствия?
      TechSert:
      Маркировка единым знаком обращения продукции осуществляется заявителем перед выпуском продукции в обращение на территорию Евразийского экономического союза.
    • Ксения:
      Кто проводит производственный контроль по ТР ТС 002?
      TechSert:

      Согласно ТР ТС 002 заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.